21.11.2011

BOOK: Есть, молиться, любить / kalos kai agathos

Элизабет Гилберт Есть, молиться, любить

"Есть, молиться, любить" - книга о том, как можно найти радость там, где не ждешь, и как не нужно искать счастье там, где его не будет. По определению. Современная книга о современной женщине, для которой есть, молиться, любить - значит получать удовольствие от жизни... Недавно права на экранизацию книги Элизабет Гилберт "Есть. Молиться. Любить" закупила кинокомпания «Universal Pictures». На главную роль утверждена «Красотка» всех времен и народов Джулия Робертс, продюсером картины выступит Брэд Питт, а режиссером и автором сценария Райан Мерфи, известный российскому зрителю в качестве создателя нашумевшего телесериала «Части тела».




Когда эта книга попала ко мне в руки яне слышала всей этой шумихи. Потому у меня было никаких ожиданий. Я сама на тот момент была разбита. Совершенно опустошена. И потому все начальное состояние героини мне было как...Облегчение! Я читала как она ночами могла рыдать лежа на полу, как ей впервые захотелось говорить с Господом простыми словами, как ничего не хочется, как ничего нет "даже пульса"... И понимала, что Слава Богу, я не одна такая. И если есть люди, которые это пережили и даже описали в книге, то значит и я смогу. Дальше мое исцеление было точно по сценарию книги. Вместе с героиней я училась сначала получать удовольствие от простых вещей, после занялась своим внутренним миром, а потом пришла к гармонии между удовольствиями и духовностью. Возможно, накого-то другого эта книга не произведет такого же впечатления. Но для меня она вместе с книгой Путь Художника стала путеводной звездой. Да, просто книжка с романом. Фильм кстати очень не плох. Быть может не отражает всего, но зато дает те самые замечательные картинки из путешествий, которых так не хватает.

Я хочу поделиться с вами самыми любимыми моими цитатами. В частности самой первой, которая стала моей основой. Я даже хотела сделать татуировку kalos kai agathos...



 Я хочу обрести глубокую веру в Бога, - призналась я. – Иногда мне кажется, что я чувствую Его присутствие в мире, но потом незначительные страхи и желания отвлекают меня, и я теряю это чувство. Мне хочется, чтобы Бог всегда был со мной. Но при этом я не хочу становиться монахиней и отказываться от всех мирских удовольствий. Наверное, я больше всего хочу научиться жить в этом мире и наслаждаться его дарами, но одновременно и посвятить себя Богу.

Кетут сказал, что может ответить на мой вопрос, нарисовав картину. И показал набросок, сделанный им однажды во время медитации. На нем было изображено бесполое человеческое существо, которое стояло, сложив руки как для молитвы. Но у этого существа было к тому же четыре ноги, а головы и вовсе не было. На ее месте виднелся букет из папоротников и цветов. А на месте сердца была нарисовала маленькая улыбающаяся рожица.



- Чтобы обрести равновесие, к которому стремишься ты, - объяснил Кетут через переводчика, - ты должна стать, как это существо. Ты должна крепко стоять на земле, так, словно у тебя четыре ноги, а не две. Так ты сможешь оставаться в этом мире. Но тебе нужно перестать воспринимать мир через голову. Сердце должно стать твоими глазами. Только тогда ты познаешь Бога.






На Бали я сказала правду - мне хотелось испытать обе крайности. Простые мирские удовольствия и приобщение к божественному – два пути к счастью в человеческой жизни. Мне бы хотелось обрести то, что греки называли kalos kai agathos (красивый и добрый) – исключительное равновесие добродетели и красоты. За эти несколько трудных лет я успела соскучиться и по тому и по другому. Ведь удовольствие и преданность духовным идеалам возможны лишь в отсутствие стресса, а моя жизнь была похожа на бездонную сточную канаву, куда беспрерывно сливают эмоциональные отходы. Что до того, как уравновесить свою тягу к удовольствиям и веру в Бога… Должен же быть способ этому научиться.





Его герой родился в моем воображении, что уже кое о чем говорит. Ведь когда ты отчаянно влюблена, иначе и быть не может. Отчаянно влюбленные люди всегда воспринимают своих возлюбленных как вымышленных героев и требуют, чтобы они были именно такими, как им нужно, а когда те отказываются выполнять предназначенную роль, чувствую себя несчастными.  Но как весело нам было вместе в первые месяцы, когда Дэвид все еще был моим романтическим героем, а я – его ожившей мечтой! Никогда не думала, что двое людей могут быть настолько совместимы, что они способны так волновать друг друга.





- Пожалуйста, не смейся над тем, что я сейчас скажу, но мне кажется, я никак не могу забыть Дэвида, потому что всерьез поверила, что он и есть моя половинка.



- А может, так и было. Просто ты не понимаешь, что это значит – половинка. Люди думают, что это идеальная пара, и все хотят найти именно ее. Но настоящая половинка – как зеркало, оно показывает все, чего тебе не хватает, привлекает твое внимание к тебе же самой, чтобы ты изменила свою жизнь. Твоя половинка – это самый важный человек в твоей жизни, потому что именно он рушит все барьеры и заставляет тебя пробудиться. Но жить вместе вечно? Ну уж нет. Слишком тяжело. Половинки приходят в нашу жизнь, чтобы открыть нам иную сущность, а потом уходят. И слава Богу. Твоя проблема в том, Хомяк, что ты никак не можешь отпустить Дэвида. Но все уже кончилось. Дэвид должен был растормошить тебя, заставить бросить мужа, потому что так было надо, слегка подорвать твое эго, показать, что для тебя является препятствием, а что – наркотиком; разбить твое сердце, чтобы в него проник новый свет, довести тебя до такой грани отчаяния и бесконтрольности, чтобы ты ощутила необходимость жизненных изменений, а потом познакомить тебя с духовной наставницей и уйти прочь. Вот в чем была его задача, и он с ней прекрасно справился, - а теперь все кончено. Ты никак не можешь смириться, что у этих отношений истек срок годности, - вот в чем твоя проблема. Ты как собака на помойке – вылизываешь пустую консервную банку, пытаясь добыть хоть каплю пропитания. Но смотри: слишком увлечешься – и морда застрянет в банке, так и будешь мучиться всю жизнь. Так что лучше брось.


- Но я люблю его.
- Так люби дальше.
- Но я скучаю!

- Скучай. Каждый раз, когда вспоминаешь о нем, дари ему частичку любви и света, а потом отпускай эти мысли. Ты так боишься разорвать последнюю связь с Дэвидом просто потому, что тогда останешься по-настоящему одна, а Лиз Гилберт до смерти страшиться того, что случиться, когда она останется совсем одна. Ты вот что пойми, Хомяк. Если ты очистишь то пространство в голове, что сейчас забито мыслями об этом парне, там образуется вакуум, пустое место – вход. И что случиться, если Вселенная увидит этот вход? <Она поспешит войти – Бог поспешит войти и принесет с собой море любви, больше, чем ты могла бы мечтать. Не забивай этот вход мыслями о Дэвиде. Отпусти их.


- Но я хочу, чтобы мы с Дэвидом…



- Вот в чем твоя проблема, обрывает меня Ричард. – Ты слишком много хочешь, Хомяк. Нужно, чтобы на место «я хочу» пришло «я могу».






Дело в том, что я привязалась к Дэвиду, как к наркотику (в свою защиту скажу, что он сам поощрял это будучи, если можно так выразиться, роковым мужчиной). Теперь же, когда он стал уделять мне меньше внимания, я жила в подведении легко предсказуемых последствий. Болезненная привязанность непременно сопровождает все истории об отчаянной любви. Все начинается, когда предмет обожания дарит тебе головокружительную, галлюциногенную дозу чувства, о котором ты не смела и помышлять, - это может быть, к примеру, эмоциональный коктейль из неземной любви и ошеломляющего восторга. Вскоре без интенсивного внимания уже не обойтись, и тяга превращается в голодную одержимость наркомана. Когда наркотик отнимают, человек заболевает, сходит с ума, испытывает эмоциональное опустошение (не говоря уж о ненависти к дилеру, который подсадил тебя на эту дрянь, а теперь отказывается давать ее бесплатно, хотя ты точно знаешь, что она спрятана где-то рядом, ведь раньше тебе ее давали просто так). Следующий этап: ты сидишь в углу, исхудав и дрожа, готов продать душу и ограбить соседей, лишь бы еще раз испытать этот кайф. Тем временем предмет обожания начинает испытывать к тебе отвращение. Он смотрит на тебя так, будто видит в первый раз, - этот взгляд уж никак не может быть обращен к той, к кому он питает возвышенные чувства. И самое смешное, разве он в этом виноват? Посмотри на себя. Ты превратилась в жалкую развалину, саму себя не узнать.





Судьба тоже представляется мне двусторонними отношениями, взаимодействием Божьей милости и осознанной работы над собой. Человек только наполовину неспособен контролировать эти отношения, зато другая половина – целиком и полностью в его руках, и его действия имеют ощутимые последствия. Он никогда не является лишь марионеткой в руках богов, но его и нельзя назвать капитаном своей судьбы, - оба фактора равноценны. Мы скачем по жизни, как циркачи, балансирующие на спинах дух мчащихся бок о бок лошадей, - одна нога на крупе лошади под именем «судьба», другая – на спине у коня по кличке «свободная воля». И вопрос, который следует задавать себе каждый день: как распознать, где какая лошадь? Ведь об одной можно совсем не беспокоиться, так как ее поведение совершенно от нас не зависит; зато другую можно пришпорить, сосредоточив на этом все усилия.


В моей судьбе есть много факторов, мне не подвластных, но есть то, что прямиком попадает под мою юрисдикцию. В моих силах купить лотерейный билет, тем самым увеличив свои шансы найти счастье. Я могу выбирать, как тратить время, с кем общаться, с кем делить свое тело, жизнь, деньги, энергию. Я сама выбираю, что есть, что читать и что изучать. От меня зависит, как я буду реагировать на неудачные жизненные обстоятельства, стану ли воспринимать их как проклятье на мою голову или возможность что-то изменить (а если мне не хватает оптимизма, потому что я слишком жалею себя, можно хотя бы попробовать изменить взгляд на мир). Я могу выбирать слова и тон, который использую при общении с людьми. Главное – я сама выбираю мысли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий