21.03.2014

[заметки преподавателя / преподаватели хуже студентов]

У меня уже давно есть желание начать цикл заметок из преподавательской жизни. Ведь это очень интересно, правда. Будучи студентом ты видишь какую-то сотую часть жизни на кафедре. Часто не замечаешь самого главного - того сколько вкладывают люди в работу такой сложной организации, где все сделано не для людей. И вот мне стало очень интересно об этом поговорить. Обо всем.

В частности сейчас всем преподавателям УрФУ было предложено пройти обучение английскому языку и получить Кембриджский сертификат. Своя система, свои педагоги, свои книги. Ты только приходишь, учишь, сдаешь и получаешь множество привилегий для твоего профессионального уровня / поговаривают даже о некой прибавке к жалованью, хо-хо. Меня, как человека, который шесть лет назад знал язык достаточно свободно, а теперь вот скатился к нулю, важен сам факт обучения, конечно, больше... И как же манит волшебное слово бесплатно. Правда, это так здорово?

Уже прошло несколько занятий. Моя группа - это сплошь взрослые преподаватели. По возрасту годам к 40 и больше. Очевидно с огромный стажем. Университет. Наверняка люди со званиями, уровнями, образованием и так далее, и тому подобное. Прямо-таки сливочки уральского научного общества. Честно, я бы никогда не подумала, что могут возникнуть какие-то проблемы...


Но, Боже, я как я сочувствую нашей молодой преподавательнице!


Они все просто... большие дети! Капризные, эгоистичные, избалованные авторитетом и вниманием. Привязываются к каждому слову, критикуют, не могут адаптироваться к плохим условиям [не понятно - догадайся, не видно - дорисуй, не слышно - напрягись], перебивают миллионом вопросов, расспросов и комментариев. Брр. Готовы по три часа рассказывать о том, какой у них плохой уровень английского и почему так вышло. "Все пишем тест". "Ой, а вот у меня то и то, то и то, и еще то и то, мне писать тест?". "Писать". Разочарование... Хочется особенного отношения? Неужели позиция учителя, преподавателя так балует человека? Неужели чувство превосходства над студентами [кто бы что не говорил оно есть и оно приятное] настолько развращает? Оно не позволяет просто опуститься на первую ступень в новом для тебя деле, и без "особого отношения" просто начать пахать?

Я смотрю на студентов и понимаю, что они намного лучше обучаемы. Они адаптируются, подстраиваются, работают самостоятельно, выискивают и еще умудряются проявить творчество, инновацию и индивидуальность. Здесь же пол занятия отведены тому, чтобы обсудить какие-то ерундовые вещи вроде черно-белого учебника, какая будет прибавка, в каком корпусе сдавать экзамен и как до него добираться. На русском, естественно. И это занятие по английскому языку.

Да, я знаю, что все устаканится, темы для разговора иссякнут и мы все начнем работать. Но для меня это стало очень суровым примером. Щелчком по носу. Мне нравится преподавать. Но я не хочу быть преподавателем. Вот таким преподавателем. Я не хочу терять гибкость, не хочу приобретать косность. Я не хочу быть эгоистичной, я наоборот, хочу делиться тем, что я знаю. Мне ведь есть что сказать и что дать студентам. Я не хочу считать себя выше. Да, у меня есть опыт, знания и теперь вот уже и статус. Но студенты тоже умные, опытные и иногда уже и статусные. И абсолютно все - личности.

И преподавание - это не вещание у доски. Это обмен. 
Я вам свой опыт, свои знания, свой план работы.
Вы мне - свои размышления, свою самостоятельную работу, свой творческий подход.

Это моя позиция.
Может быть из-за нее я не продержусь долго в универе.
Но я уверена, что это правильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий