16.04.2014

[заметки преподавателя / взросление студентов]

Очень интересно отслеживать рост студентов. А точнее их взросление. Аудитория в зависимости от курса очень сильно меняется. И, как оказалось, интересно работать именно со взрослыми. 

Когда я первый раз шла на педагогическую практику в ВУЗе [имея за спиной опыт работы только с детьми], я очень боялась старших курсов. Скрестив пальцы, мечтала, чтобы дали вести у курса как можно младшего. Мне дали второй курс. И намучилась же я. Теперь всех наших магистрантов уверяю, что лучше идти сразу к четвертому курсу и не бояться. Там студенты сами помогут тебе пару вести. Если не за тебя проведут.



Может быть это не профессионально, высказывать свои предпочтения, но нравится работать с третьим и четвертым курсом. Самый смак. Второй курс сейчас меня выматывает и честно, навевает скуку. В них еще не убиты зачатки школьного поведения и мышления. Гоняются за шаблонами, не могут выйти за рамки пока еще, не готовы выстроить свою систему ценностей и взглядов, не говоря уже о четкой аргументации. Конечно, я есть для того, чтобы научить их отчасти именно этому. Но я же хочу наслаждаться общением на парах [размечталась]. Но первый и второй курс - это чаще всего очень жесткое разделение на четыре группы:
  • активисты [ребята активно участвующие в образовательном процессе, но пока еще не раскрывшие свою индивидуальность и транслирующие некие социальные шаблоны и стереотипы вроде "лучший тип семьи эгалитарный, ведь партнерство - это хорошо"]
  • индивидуалисты [это как раз-таки те, кто уже сложил свою индивидуальность, но в силу максимализма свои успехи и развитость в образовательном процессе не использует, "а зачем? у меня там успехи на работе, профком под боком и я все знаю, потому доклад сделаю плохо, скучно, за экзамен получу тройку, ибо не важно мне все это" - для меня крайне грустный вариант, потому что всегда жалко, когда талант растрачивается на не до конца продуманную систему ценностей]
  • массовка [чаще всего некое большинство, которое "сказал - сделал" и "задали - записал", хорошие ребята, если быть занудным преподом, который просто диктует материал, то это самая благодатная аудитория, чаще всего в ней прячется очень много потенциала, который позже раскроется]
  • будущие заочники [это те, кто не справляется с обучением на очке по факту, чаще всего парни, чаще всего не сильно сообразительные, чаще всего постоянно болтающие на задних партах, чаще всего старающиеся вставить в речь педагога "остроумное замечание", но тут же краснеющие багровыми пятнами от осознания собственной... ну скажем недалекости, вообще не плохие, но чрезмерно утомляющие]
Чем старше становится группа, тем меньше у них этих самых группировок. Скорее даже группировки вообще уходят. Остаются личности с разным уровнем качества [тут уже не мне судить]. Потому с конца третьего курса читать лекции - удовольствие. Каждое занятие превращается во взаимный обмен опытом, каждая сказанная фраза подхватывается с энтузиазмом, на каждый случай есть пример и возможность тонко над чем-то посмеяться. Я с удовольствием замечаю, как обогащается содержание моих лекций, потому с такой мощной обратной связью всегда знаешь, что интересно и что нужно. А значит делаешь упор именно на этот материал и эти задания. А творческие семинары - это отрада моей души. Каждый раз корю себя за то, что не снимаю все на телефон.
В общем что ни говори, а студенты очень интересный народ. Иногда мне грустно, что я теперь только наблюдатель. Хочется иногда заново полюбить силу профкома и уверовать в правильность "эгалитарности". Потому что есть в этом что-то юно-очаровательное. И как-то странно и неловко осознавать, то тебе это уже не присуще...

Да, и любимые булочки в буфете какие-то страшные и тошнотные...

2 комментария:

  1. Очень многое еще и от преподавателя конечно зависит.
    У нас на втором курсе была одна женщина, которая могла завести всю группу, и пропадало это кастовое разделение, а были и на пятом такие, что даже самые ярые личности тупо хихикали и вставляли "остроумные" комментарии)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дашенька, не спорю! Есть преподы, под которых спишь с первого по пятый курс включительно. И будешь спать всегда :)))) И любую аудиторию раскачать можно - это 100%. Просто вопрос в том, сколько сил ты на это затратишь? И надо ли оно в итоге? :))))

      Удалить