10.05.2014

[тайм-менеджмент / как найти себя и не распыляться на миллион дел]

Меня последнее время очень увлекает вопрос эффективного тайм-менеджмента. Я уже писала одну запись, но разве это все, что можно сказать? Многое хочется уточнить, дополнить. К тому же я постоянно читаю новые книги, слушаю новые лекции. И все это не просто делает мою личную деятельность эффективнее, а жизнь осознанее, это побуждает во мне желание делиться знаниями. Потому я решилась на отдельный подраздел посвященный тайм-менеджменту.

И вообще логичнее было бы начинать этот раздел совсем с другого. Ни с книг, ни с моего опыта, ни с каких-то советов. Любой тайм-менеджмент начинается с постановки цели и с выделения  первичных ориентиров / ценностей.

Интересно что, вопросом тайм-менеджмента интересуются исключительно активные люди. Обычно активность, любознательность и амбициозность таких людей настолько велика, что она превращается в некую неуправляемую и разрушающую их же энергию. Эти люди хотят многое от жизни и мечтают успеть все. Это побуждает их не просто достигать целей, действовать и развиваться, а требовать от себя максимум всего. Все и сразу. Без компромиссов.

Ведь так хочется и замуж идеально, и карьеру свою, еще в творчестве реализацию, а еще я хочу спорт, вышивать, фотографировать, курсы автомехаников культуристов, заниматься благотворительностью... и читать много. А еще родители, друзья, знакомые, новые фильмы, спектакли, выставки, мероприятия... А я такая успешная, красивая и умная успею все! Точнее даже я должна успевать все, если я красивая, успешная и умная. Что получается в реальности? Ты приходишь домой / на ногах с 6 утра, сначала работа, потом курсы, потом встреча с подругами за вышивкой, потом спорт / и хочется отдохнуть, а дома... приготовить, прибрать, порисовать, мужа полюбить и поцеловать / ты же идеальная женщина... Я уж не говорю о той ситуации, когда есть дети... А сил нет уже к обеду. А вообще мне хотелось быть такой девочкой, которая в гармонии с миром, спокойная, умиротворенная... Но делает кучу дел и все успевает... Но что-то... Не получается... Что делать? 



Получается, что так или иначе нужно что-то выбирать. 
А чем-то жертвовать.



И тут можно сделать отсылку на книгу Парадокс перфекциониста, где вопросу жертвования отведена целая графа. Перфекционист, идеалист и амбициозная личность внутри нас всегда будет кричать, что на жертвы идут неудачники. Идеальная леди будет и в гармонии с собой и будет успешна во всем! Но это миф. Точно такой же миф, как и то, что счастливые люди не испытывают негативные эмоции. Мы обязаны выбрать. У нас у каждого есть только одно предназначение. Не десять. И даже не два. Мы не всесильны. И что удивительно, рано или поздно жизнь сама заставляет жертвовать нас чем-то. И так как этот процесс не под нашим контролем, то жертвуем мы важным для себя, а не второстепенным: отдыхом, личной жизнью, завалом проектов, чтобы успеть что-то еще. Все это вытекает в серьезные заболевания, потерю трудоспособности, разводы, проблемы с детьми, депрессии и потерю интереса к жизни / а то и вовсе разочарования в ней...


А мы всего лишь должны смириться с одним фактом: мы обязаны чем-то пожертвовать. И чтобы не было мучительно больно за что-то упущенное, нужно научиться жертвовать правильно. А чтобы жертвовать правильно, мы должны очень хорошо понять две вещи: 

  • что для нас в жизни самое главное [в чем смысл жизни, в чем наше предназначение, чему мы хотим посвятить жизнь]
  • что второстепенное [что является вынужденными обязанностями, приятным дополнением к главному, временным хобби или развлечением и так далее]

Получается, что самое первое, что мы должны сделать в нашем тайм-менеджменте, это не составить миллион списков и купить секундомер. А четко осознать, а что мы вообще хотим от жизни? Что для нас самое главное? Без чего мы сможем прожить, а что нам жизненно необходимо? И тут нужно быть очень строгим и честным. Иногда нужно понимать, что да, для меня может быть карьера не так важна, как семья и дети. И даже если для большинства это "какой ужас", то для меня это так. Честность перед собой - самое важное на этом этапе. 

Именно тогда когда вы найдете ответы на все вопросы, и построите свою жизнь с точки зрения этих приоритетов, то отпадут многие страшнейшие проблемы:
  • проблемы со здоровьем / ты больше не жертвуешь собой ради проектов.
  • проблемы в личной жизни / ты же жертвуешь отношениями ради чего-то.
  • проблемы с самоопределением / ты вообще не занимаешься тем, что тебе не важно.

И тут вы подумаете "Однако смешная ты! Как ты думаешь, а почему я за миллион дел хватался? Уж наверное не потому, что точно знал, что мое предназначение в чем-то конкретном!". И я вам отвечу. Делать миллион дел, чтобы найти себя - это как бегать за пятью зайцами, которые убежали в разные стороны, в надежде их всех поймать за раз. Бесполезно. Искать себя - хорошо. Пробовать новое - замечательно. Перепахивать по всем фронтам, так и не понимая, а зачем я это делаю - странно и опасно. 

А ведь найти себя и свое дело / свой ориентир и главную ценность / очень просто!

  1. Составь список всего того, что ты хочешь делать и иметь в жизни. Просто твои желания и мечты /пример: семья, дом, работа, курсы кройки и шиться, отношения с друзьями, бег по утрам и тд.
  2. Выдели их всего это одну / максимум две / очень важные для тебя цели, которые можно было бы считать смыслом жизни или же твоим предназначением / пример: семья и дети.
  3. Про ранжируй все оставшиеся от самого желанного до менее желанного, причем опирайся исключительно на эмоции и чувства, а не на то, что принято считать важным в обществе / пример: клуб атомобилистов любителей может быть выше и важнее для тебя отношений с подругой, а почему нет?
  4. Составь список тех обязанностей, которые нужно выполнять, чтобы эта сфера успешно процветала / пример: для отношений с друзьями я должен встречаться с ними раз в месяц, созваниваться раз в неделю, поздравлять с днем рождения и т.д.
  5. А теперь подумай, от чего ты можешь в определенный момент отказаться, что можешь сократить, а что наоборот увеличить и привнести в свою жизнь, чтобы быть ближе к цели / куда лучше провести лишний час вечером с мужем и заниматься английским 5 часов в неделю, а не семь, если твоя первичная ценность - семья.

И тут нужно очень хорошо понять, что если твоя главная цель - это карьера, то ты не будешь уже три раза в неделю тусить с друзьями. Или если твоя цель - это семья, то зачем тебе третье высшее образование, над которым ты впахиваешь в ущерб времени проводимым с мужем? Конечно, мы не рассматриваем кризисные ситуации, когда твое внимание другу / родственнику или кому-то еще необходимо. Я говорю только о повседневной жизни. И именно в повседневной, бытовой жизни эта жесткая система позволит вам не жертвовать важным и в итоге не остаться у разбитого корыта. Иногда ваши поступки могут показаться глупыми кому-то. Да, я мыла посуду и готовила ужин, потому опоздала к другу на день рождения. Почему? Потому что мне важнее, чтобы моя семья сегодня была сыта и отдыхала в уюте вечером. Семья - мой приоритет. Я могу отказаться от вечеринки и иногда даже обделить друга вниманием. Цинично? Нет. Это логично. И только логичный человек это поймет. 

И важно тут только одно: искренне и от всего сердца осознать то самое важное и дорогое тебе. Именно этот фактор решает все вопросы. Именно с этого начинается любой тай-менеджмент.

Потому я желаю вам не просто пухлых ежедневников и успешной работы.
Я желаю вам найти свое в этой жизни.

4 комментария:

  1. Оля, ты как всегда вовремя с темами сообщений! :))
    Вроде бы на интуитивном уровне чувствую, что сначала нужно для себя решить, что самое-самое главное в жизни, но все равно пытаюсь убить всех зайцев одновременно. А многие зайцы, возможно, и не нужны мне вовсе.
    Спасибо за очередную порцию вдохновения и своеобразный мягкий "пинок" пойти и сначала определиться с тем, чего действительно хочется, а уже потом заполнять ежедневник "супер важными" делами :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень рада, что полезна!
      Ведь на самом деле так просто... Но почему-то мы чаще всего сначала напланируем, а потом думаем, а надо ли :))) Хочется все... А зачем хочется? :))))

      Удалить
  2. Очень ценный совет и очень вовремя! Спасибо! Я вот так уже дожертвовалась самым важным.. Буду пересматривать свое отношение. Спасибо еще раз!

    ОтветитьУдалить