16.06.2014

[заметки преподавателя / кто на кого учился]

Я редко пишу о своей преподавательской работе. Как-то очень резко она отличается от всего того, чем я занимаюсь. Это повод задуматься мне, конечно, но речь не об этом. Завтра защита дипломов у 4 курса. Мне сразу вспомнились мои зашиты. И я в очередной раз задала себе вопрос, не жалею ли я о том, какое образование получила?

И совершенно искренне и честно поняла для самой себя, что нет, не жалею.
И мало того, я поняла, что образование важно само по себе, как факт, как период жизни и часть твоей личности. Но к сожалению, совершенно не важно какое оно.



Я восхищаюсь людьми, которые с детства лечили кукол, шили платья для Барби, запускали ракеты в воображаемый космос, а потом вырастали в медиков, дизайнеров и инженеров. Они были лишены мук самоопределния, самопоиска и бешеного поступления во все ВУЗы подряд, а после этого разговоров на тему "я пожалел". Я же нашла себя, свое дело и смогла честно признаться себе в этом только в 23. Да, в этом году. И да, я могу сказать "спасибо, что не в 83" и это немного утешает. Но что делать, если вот так сложилось? Куда должна была я поступать в свои 16? О каком осознанном выборе образования может идти речь? И стоит ли сожалеть о чем-либо?

К сожалению, таких как я большинство. И все поступающие в моих глазах всегда делятся на три типа: определившиеся с детства [те самые медики-дизайнеры], те кто гонится за престижем и те, кто просто выбирает меньшее из зол. Я вот выбрала меньшее из зол. Пришла в ВУЗ, который казался мне мечтой. В УрГУ. Посмотрела список специальностей, выбрала те, где не нужно сдавать математику и много бюджетных мест. Так и оказалась на социальной работе факультета политологии и социологии. Через четыре года получила диплом бакалавра. Через два - магистра. Оба с отличием и красивого красного цвета.

И уткнулась в другую крайность - престиж. Точнее его отсутствие. Саша говорит, что на философском факультете приветствуют первокурсников вот какой речью: "Вы почти все подняли руки, когда я спросил, довольны ли вы выбором факультета. Уверяю вас, через четыре года, когда я спрошу тоже самое, будет одна-две поднятые руки". Забавно, но скажи бы нам на первом курсе поднять руки, то уже тогда не было бы ни одной. Ни один студент социальной работы не считает, что он поступил круто и удачно. Абсолютно все "ненавидят" свою спецальность. Но продолжают учиться. Это тоже забавно. Потому что все трусы. Все, как и я, предпочитают сидеть в зоне комфорта, но при этом ворчать. Если честно, по-моему это как раз-таки растит самую страшную модель поведения: образ жизни неудачника. Не нравится, но поменять все не могу. Это противно. Мои одногруппницы часто говорят, что жалеют, что поступили на соц.работу. Мол столько крутых и интересных специальностей. Но кто мешал? И кто сейчас мешает? 

И что противнее всего, даже если бы мы все разом взяли и поменяли свою специальность, то ничего бы не изменилось. Потому что престижных специальностей нет. Есть престижные люди.



Моя мама закончила УрГЭУ. Тогда он назывался забавнее СвИНХ. Так вот быть экономистом в то время было нереально "престижно". А вот самым не популярным и увасным факультетом в то время был факультет... Банковского дела. И ведь никто не сказал тогда юным специалистам, что через десять-пятнадцать лет в стране будет переизбыток экономистов, а вот банкоское дело будет расти. Вообще вопрос престижности самый болезненный на нашем факультете и для нашей специальности. Социальная сфера на нуле. социальная работа ассоциируется с пенсионерами и нищенством. Как будто ты сам становишься тем, с кем работаешь. Но даже это не самое смешное. У нас есть три специальности: политологи, социологи и социальная работа. Ну, я думаю тут понятно, кто короли, а про кого забывают на собраниях факультета. Споров было за шесть лет... А что теперь? 

Политологи, социологи... Экономисты, пиарщики, химики, биологи... Какая разница? Абсолютно все равны. Все кто получили дипломы в равной степени разделились на "успешных", "все нормально" и "ну, у нее/него не очень дела". Кто работает по специальности? Спасибо, что остались в хотя бы в этой сфере. Да и вообще, какая разница, главное - это то, что ты смог после.

Независимо от того, на кого и сколько ты учился, не важно что ты зубрил: даты, формулы или классификации понятий, ты столкнулся с одним и тем же. С жизнью. С жестким непонимаем, что вот корка на руках, а что дальше? Вот я такой классный, а кому я нужен? Вот у меня высшка, платите мне от 30 тысрублей, а за что? Вот я знаю ответы на 100 вопросов ГОСа, а там еще таких десять человек на собеседовании? Вот я умный и красивый, а почему у меня тоже жизнь до зарплаты и пятидневка, а не звездный путь из сахарной пастилы? Жизнь очень жестоко сравняла всех. И престижных и не престижных. Как оказалось перед ипотекой, беременностью, морщинами и необходимостью выплачивать кредитные карты все равны. И перед тем, что ты в этом мире вообще нафиг никому не нужен, каким бы звездным социологом-политологом-космонавтом ты себя не считал. Об этом не говорят в Универе. Об этом не предупреждают при выдаче дипломов.  А надо бы.

И тут можно смело сказать, что по честному то и не важно кто на кого учился. Проблемы у всех одни. А выстоять перед проблемами может только личность. И если за эти четыре-шесть лет, что ты учился, ты эту самую личность в себе не воспитал, то ждут тебе кризисы, жестокий мир и вселенская несправедливость. А коль сила в тебе взрощена, то море тебе по колено и горы по плечу. Специальность можно поменять миллион аз и не обязательно на нее учиться. А вот ты сам у себя один и на всю жизнь. И имеет смысл потратить студенческие годы не только на бездумное проставление предметов в зачетку, но и на саморазвитие и самовоспитание.

Лично мне мое образование дало очень многое. В этой маленькой модели взрослой жизни я научилась добиваться свое, отстаивать интересы, доказывать правоту, не прогибаться под чужой скверный характер и одновременно знать когда нужно прогнуться, я научилась общаться: просить, договариваться, выбивать, вымаливать, заговаривать. Я научилась справляться с авралами, дедлайнами и собственной ленью. Я научилась в чем-то хитрить, а в чем-то быть принципиально честной. Я научилась думать, анализировать, сопоставлять, систематизировать. Я научилась сама находить то, что мне нужно. Я поняла, что если не сделаю я, то никто не сделает за меня. Я поняла, что я могу многое, если я буду просто усердно работать.

И сейчас я прекрасно понимаю, что я могу все. Я в любом деле буду успешная. Не важно, что написано в моем дипломе, сколько дней в неделю я работаю. Работа сама находит меня, я ни разу не искала ее. И я могу позволить себе заниматься любимым делом. Потому что за шесть лет во мне воспитали /да и я сама воспитала в себе / личность. У меня лучшее образование. Как оказалось. 

И мне не важно, что написано у меня в дипломе. И мне не важно на кого учились другие люди. Важна лишь поступки, характер и реальные достижения.
Вот и все.

4 комментария:

  1. Анонимный16 июня 2014 г., 23:57

    Оля как же в тему! Я получила классическое гуманитарное образование, а теперь решила выучиться на веб-дизайнера, большей частью самостоятельно. Многих удивляет такая координальная смена сферы, но я невероятно счастлива, что мне интересно и очень-очень хочется)) и совсем не страшно начинать) А ты большая умница, новых тебе высот :-*

    ОтветитьУдалить
  2. Олечка, дорогая, как же приятно видеть очередной пост, наверное, на самую волнующую меня сейчас тему...все мы люди одинаковые, но так классно заходить и видеть то, что не дает тебе покоя довольно долгое время.
    Я учусь только на втором курсе, но уже успела сделать вывод, что назвать себя прилежной студенткой, да даже просто добросовестной студенткой, и вроде специальность моя (история), в том плане, что это казалось самым интересным из всех вариантов, да и факт "базовости образования" сыграл все же роль.. но сам процесс обучения в смысле запоминания всего-всего нами изученного меня безумно напрягает и я все чаще задумывалась о том, что а зачем мне вообще это образование, если на работу мечты меня возьмут и так.. появлялось все больше нежелания, отвращения ко всему, к учебе, и где-то в глубине души я понимала да и понимаю то, что образование важно, сам процесс его получения, и как ты писала, получение непосредственных навыков, о которых может быть мы даже и не задумываемся, что это навыки, но на деле так оно есть. И сейчас ты буквально расставила по полочкам все те простые истины, о которых так легко забыть. Интересно, что вроде все простое и на первый взгляд априорное нуждается в письменном подкреплении. И сейчас я уже знаю, что вряд ли свяжу свою жизнь с историей по ряду многих причин (хотя научная деятельность интересна мне тоже, но занимает очень-очень много времени и количества посвященных этому лет), но с каждым днем больше осознаю, что надо брать от студенчества все: возможно не фактический материал, а именно навыки... и вот в мой первый день сессии когда я проклинаю в первую очередь себя за то, что оставляю все на последний момент, я вижу твой пост о том, что я никак не могла сформулировать у себя в голове и четко осознать.
    Спасибо-спасибо тебе как всегда за своевременность, кстати, было бы очень круто видеть больше твоих "преподавательских заметок" и вот таких вот записей, надеюсь, у тебя будет вдохновение делиться и научным аспектом твоей жизни!
    Желаю тебе еще больше совершенствоваться с каждым днем и вдохновлять всех-всех, Оль, ты чудо! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Очень близки мне твои мысли. Спустя 2 года после окончания института я очень рада, что несмотря на непонимание и довольно сложное обучение, я изначально выбрала техническое образование ( по принципу : что хоть как-то привлекает, более или менее "престижно" и недалеко от дома), закончила ВУЗ, хотя и были сомнения а надо ли...
    А ты -умница! Я тобой восхищаюсь от всей души)

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный29 июля 2014 г., 19:27

    А я плюнула на все и пошла по пути,который сама себе выбрала.Международные отношения. И неважно что поступила на бюджет на других специальностях,а здесь только коммерция.Я шла, закрыв глаза на всех недоброжелателей и опасливое "может что попроще?". Счастлива. Безгранично. Учусь там, где хочу и живу так, как мечтаю.

    ОтветитьУдалить